Водная техника будущего: водород, электричество и умная электроника
Современные катера и яхты радуют своих владельцев высокими скоростями, маневренностью, комфортом и эстетичностью. А что ждет нас в будущем? В начале Нового года самое время поразмышлять о водной технике нового поколения – чем она будет отличаться от нынешней? Малогабаритные суда станут экологичнее, тише, экономичнее, дешевле и проще в обслуживании, «интеллектуальнее».
Водная техника будущего будет «умной», экологичной и экономичной
Какие инженерные решения и инновационные технологии берут на вооружение судостроители, решая эти задачи?
Водород вместо углеводородов
Двигатели на водородном топливе – одна из перспективных альтернатив бензиновым и дизельным агрегатам. На лодочном шоу в Майами компания Yamaha Motor планирует представить такой подвесной лодочный мотор, созданный в рамках программы повышения углеродной нейтральности. Подробная информация о новинке станет доступна после ее презентации.
Прототип водородного подвесного лодочного мотора Yamaha
Преимущества водородных двигателей
Заправка такого агрегата требует не больше времени, чем заправка бензином или дизелем. При этом, в отличие от дизельных и бензиновых, моторы на водородном топливе:
- не шумят и не загрязняют окружающую среду вредными выхлопными газами;
- обладают более высоким коэффициентом полезного действия – то есть, заправленного бака будет хватать на большее количество километров пути.
А есть ли минусы?
Чистого водорода в природе не существует, его нужно получить. Наиболее дешевые способы – конверсия метана или получение водорода из угля, но их никак не назовешь экологически безопасными. Пиролиз или электролиз воды – трудоемкие и дорогостоящие производственные процессы.
Принципиально иной, наиболее «чистый», но, к сожалению, тоже отнюдь не дешевый способ основан на использовании биотехнологий – в фотобиореакторе зеленые одноклеточные водоросли или бактерии разлагают сточные воды с выделением водорода.
Используемые для очистки сточных вод одноклеточные зеленые водоросли могут параллельно участвовать в синтезе водорода
Для хранения водорода нужны специальные емкости, для заправки двигателей – безопасное оборудование. Такие заправочные станции пока остаются экзотикой – широкое внедрение в обиход моторов на водородном топливе ограничивают:
- легкая воспламеняемость водорода – при повышении температуры он может взорваться;
- дороговизна – следствие сложной конструкции и наличия дорогостоящих платиновых элементов.
Какие решения позволят компании Yamaha гарантировать безопасную работу своего подвесного двигателя и сколько он будет стоить – узнаем уже в феврале.
К слову сказать, у водородных лодочных моторов есть конкуренты по тишине и экологической чистоте – электродвигатели.
Переходим на электричество?
Электрический лодочный мотор, как и водородный двигатель, «дружит» с окружающей средой и работает практически бесшумно. При этом он дешевле и безопаснее водородного: как и любое другое оборудование, электродвигатель может выйти из строя, но точно не взорвется.
Затраты на электричество существенно меньше, чем на углеводородное или водородное топливо.
Электричество дешевле углеводородного топлива и водорода
Такой агрегат прост в обслуживании. Но для зарядки аккумулятора требуется время, и он достаточно быстро разряжается – с полным топливным баком можно обойтись без дозаправки дольше, чем с полностью заряженной аккумуляторной батареей без подзарядки.
До недавних пор электродвигатели использовались на моторных лодках и катерах преимущественно в качестве резервных или дополнительных – рачительные владельцы стремились разумно сэкономить на топливе, повысить степень собственного комфорта на тихом ходу и не распугать рыбу.
Сегодня работающие исключительно на электричестве малогабаритные суда становятся не менее модным трендом, чем электромобили.
SLIDER – в тренде
В линейке катеров SLIDER недавно появился свой собственный «гость из будущего» – электрокатер с корпусом типа боурайдер, способный выходить в режим глиссирования. Изящное судно бесшумно парит над водой – только представьте себе, что такое возможно! Нашу «технику будущего» легко зарядить у любой пристани – как из сети 380 Вольт, так и из сети 220 Вольт.
Электрокатер SLIDER может выходить на глиссирование и заряжается от любой сети
Подробнее о модели можно прочитать здесь.
Новые веяния в малом судостроении не ограничиваются повышением экологичности, упрощением обслуживания, уменьшением расходов. Не исключено, что скоро новоиспеченному владельцу катера или яхты не понадобятся навыки судовождения – судно будет управляться автопилотом.
Беспилотные суда – умная электроника «займет место» рулевого?
В 2018 году в норвежском городе Тронхейме появился первый электрический паром-автомат. Крохотное суденышко позволяло перевозить до 6-ти человек вместе с велосипедами через канал, разделяющий порт и административный центр.
Первый беспилотный мини-электропаром в Тронхейме
Впоследствии норвежские инженеры модернизировали свое детище – паром приобрел стильный футуристический дизайн и стал в два раза вместительнее.
Модернизированный норвежский паром-автопилот на 12 пассажиров
Управляют судном электроника и автоматика. В данном конкретном случае это оправдано, неопасно и несложно:
- Плоскодонный паром-«лифт» движется по одному и тому же короткому маршруту, пересекая спокойную водную гладь небольшого искусственного водоема. Это полностью исключает встречу с любыми «подводными камнями» в прямом и переносном смысле слова.
- Беспилотное и, кстати, бесплатное, «водное маршрутное такси» не создано для головокружительных скоростей и маневров. Миниатюрное судно не спеша курсирует между берегами канала, преодолевая всего 100 метров за одну минуту, но, тем не менее, на 15 минут сокращая путь пешеходов из порта в центр города и обратно.
Сможет ли «умная» электроника заменить опытных шкиперов в более сложных условиях: при путешествиях на дальние расстояния, «покатушках» на умопомрачительных скоростях, маневрировании в узком фарватере или в штормовую погоду? Пока это скорее риторический вопрос – слишком много факторов влияют на управляемость лодки, ее остойчивость и ход в больших естественных водоемах, на реках с быстрым течением и сложным рельефом дна.
Тем не менее, есть все основания предполагать, что «передача обязанностей» по управлению катером или яхтой автомату не за горами – в обозримом будущем на водохранилищах, озерах, реках, вдоль морского побережья начнут курсировать быстрые, маневренные прогулочные и спортивные беспилотные суда.