Зимнее хранение катеров: условия, правила, подготовительные работы
zoom_close
menu Меню
logo_line Блог /

Зимнее хранение катеров: условия, правила, подготовительные работы

logo_line

На большей части территории России вода в реках и озерах зимой замерзает, и владельцы катеров сталкиваются с необходимостью «консервации» своего судна до весны. Грамотный подход к решению этой задачи позволит избежать проблем на старте следующего сезона, снизить затраты на ремонтные работы и продлить «срок жизни» вашего катера.

Отапливаемый эллинг с регулируемым микроклиматом – идеальное место для зимнего хранения катера

Отапливаемый эллинг с регулируемым микроклиматом – идеальное место для зимнего хранения катера

Важный момент: если вы впервые сталкиваетесь с подготовкой судна к «зимовке» на берегу, лучше и правильнее всего обратиться в специализированный сервисный центр. По крайней мере, доверьте профессионалам консервацию топливной системы и ремонт дефектов корпуса.

Подготовительные работы – механическую очистку, демонтаж подвесного двигателя, мебели и др. с целью экономии можно провести самостоятельно в гараже или эллинге.

Возможно, вы решите делегировать сервисному центру весь объем сезонных работ. Но и в этом случае полезно понимать, что, как и в какой последовательности нужно делать.  

С чего начинать?

Начинать нужно с очистки наружных поверхностей, уделив особое внимание налету ниже ватерлинии и килю. Если загрязнения (глубоко засевшая грязь, следы машинного масла и т.д.) не удаляются не только обычной проточной водой, но и промывкой под высоким давлением, воспользуйтесь подходящим моющим средством и мягкой щеткой. Упростить сезонную очистку днища позволяет специальное необрастающее покрытие.

Днище катера освобождают от наростов и загрязнений

Днище катера освобождают от наростов и загрязнений

Обязательно просушите корпус пластикового катера

Если вы собираетесь хранить катер с корпусом из стеклопластика в неотапливаемом помещении или под открытым небом, после очистки и мытья судно необходимо поставить на «просушку» на 7-10 дней, причем – не дожидаясь морозов. Дело в том, что все композитные материалы в той или иной степени склонны впитывать воду. Жидкость проникает в стеклопластик не только через видимые повреждения защитного покрытия, но и через мельчайшие дефекты, которые невозможно обнаружить при осмотре. При минусовых температурах вода замерзает и, увеличиваясь в объеме, разрушает стеклопластик.

Сушить пластиковый катер перед ремонтными работами нужно и в том случае, если вы впоследствии будете хранить его в отапливаемом эллинге – эта простая мера профилактики позволит вернуть первоначальную легкость, сохранить геометрию, скорость и маневренность судна.

Вода попала внутрь стеклопластика и разрушает его – что делать?

Под действием впитавшейся жидкости в стеклопластике начинаются процессы осмоса. Осматривая корпус, вы можете обнаружить эту проблему – на поверхности появляются пузырьки, обычно в районе ватерлинии. В этих пузырьках скапливается жидкость с кислотным запахом.

Если пузырьков немного, можно вскрыть каждый из них, удалить жидкость, просушить ацетоном и оставить подсыхать на неделю. Затем обработать защитным составом с эпоксидкой и заполнить смолой. После этого вся наружная поверхность днища и бортов покрывается защитно-декоративным эмалевым покрытием на эпоксидной основе.

При попадании воды в стеклопластике начинаются процессы осмоса

При попадании воды в стеклопластике начинаются процессы осмоса

Если пузырьков много, и они большие, рекомендуется полностью снять декоративный слой покрытия и зачистить поврежденные поверхности наждаком. Затем нанести новое декоративное покрытие и отполировать его для придания блеска.

Как подготовить к зиме алюминиевый корпус?

В предварительной просушке алюминиевого катера нет необходимости. Однако после очистки наружных и внутренних поверхностей такого судна рекомендуется тщательно его осмотреть: убедиться в отсутствии дефектов сварки и деформации АМГ, коррозии дюралюминия. Если дюралюминиевый корпус заржавел, ржавчину тщательно удаляют, затем восстанавливают герметичность лакокрасочного покрытия.

Корпус дюралюминиевого катера необходимо очистить от ржавчины, затем – восстановить защитное покрытие

Корпус дюралюминиевого катера необходимо очистить от ржавчины, затем – восстановить защитное покрытие

Как законсервировать на зиму топливную силовую установку?

Консервация топливной установки требует опыта, времени и усилий. От того, насколько скрупулезно вы подойдете к решению этого вопроса, напрямую зависит работоспособность лодочного мотора весной, его рабочие характеристики и срок службы, а также величина материальных затрат на ремонтные работы.

Процесс консервации двигателя: порядок и содержание работ

Очистка от остатков топлива и охлаждающей жидкости

Вначале отработанные жидкости сливаются. Затем система охлаждения двигателя промывается чистой проточной водой – в новых моделях это можно сделать без запуска агрегата. Для промывки двигателя старого образца потребуется его запуск и специальные приспособления – муфты.

Очистка внутренних поверхностей подвесного лодочного мотора от накипи и солей 

Производится с помощью специальных средств. Лучше пользоваться составом, рекомендованным в руководстве по эксплуатации ПЛМ, или его аналогами.

Промывка блока цилиндров антифризом

Полное осушение позволит избежать коррозии, а также исключит повреждение двигателя замерзшей водой, если агрегат планируется хранить в неотапливаемом гараже или эллинге.

Замена фильтров и масла

При замене масла рекомендуется строго следовать указаниям в инструкции в отношении вязкости состава. В стационарном двигателе масло нужно менять в самом агрегате и коробке передач. Лучше это делать после запуска силовой установки на некоторое время – маслом становится боле текучим, в результате чего вместе с ним активно удаляются примеси и загрязняющие вещества. 

Замена смазки в редукторах/колонках, смазывание гребных винтов, подвески, гидроподъема, рулевого механизма, тяги

Во время проведения работ внимательно проверяется область сальников гребного винта, при необходимости – убираются остатки лески и т.п.

Проверка состояния ремней ГРМ

При необходимости ремни меняют.

Проверка исправности тяги газа и реверса

При обнаружении трещин или люфтов узлы заменяются.

Заливка топлива в топливный бак

Во избежание образования смолистых накоплений рекомендуется заполнять бак на 95% его объема. Затем добавляют стабилизатор топлива и для его равномерного распределения запускают мотор на несколько минут.

Обработка консервирующим маслом-спреем

Проводится с помощью распыления в области воздухозаборника или распыляется в отверстия для свечей зажигания после их демонтажа.

Важный момент: во время зимнего хранения двигатель рекомендуется периодически прокручивать вхолостую, добавлять смазку в узлы через специальные каналы.

Смазка в узлы топливного двигателя добавляется через специальные отверстия

Смазка в узлы топливного двигателя добавляется через специальные отверстия

В катерах со встроенным топливным двигателем перед консервацией в моторном отсеке тщательно удаляется конденсат, развешиваются пакеты с осушителем – силикагелем. Затем ставится заглушка в выхлопную трубу, закрываются кингстон, отводы водяной системы. Вслед за этим герметично закрывается сам отсек.

Сезонное обслуживание электрического двигателя и аккумуляторных батарей

Электрическую установку подготовить к зиме проще и дешевле – электромотор не нуждается в смазке, замене топлива и иных трудозатратных и дорогостоящих процедурах.

Кислотную аккумуляторная батарею необходимо полностью зарядить. Во время зимнего хранения она не должна замерзать, но нужно, чтобы воздух в отапливаемом помещении был сухим и прохладным. Такой аккумулятор также периодически (в среднем, раз в месяц) нужно подзаряжать.

Законсервировать на зиму электрическую силовую установку проще и дешевле

Законсервировать на зиму электрическую силовую установку проще и дешевле

Щелочную аккумуляторную батарею необходимо полностью разрядить, а затем зарядить примерно на половину емкости.

Клеммы и прочие контакты обрабатываем специальными растворами для консервации.

Готовим к зиме рабочие узлы, вспомогательные системы и прочее оборудование

  • Проводим ревизию проводки и электроники.
  • По возможности, демонтируем приборы радионавигации.
  • Заменяем винт или отдельные изношенные и деформировавшиеся лопасти.
  • Из водопровода, гальюна, фекальной системы откачиваем жидкость. Затем водопровод продуваем воздухом для удаления остатков жидкости, туалет и фекальный танк заполняем водным раствором антифриза.
  • Мягкую мебель или ее элементы демонтируем, их желательно хранить отдельно, в сухом проветриваемом помещении.

Мягкую мебель на зиму демонтируют и хранят в сухом помещении

Мягкую мебель на зиму демонтируют и хранят в сухом помещении

  • Резиновые уплотнители предварительно очищаем, затем смазываем глицерином.
  • Стальные детали после очистки обрабатываем консервирующей смазкой. Металлические детали с резьбой развинчиваем, удаляем ржавчину, смазываем и вновь собираем.
  • Якорные лебедки и ящик тщательно осматриваем и очищаем. Якорную цепь и якорь демонтируем, промываем чистой пресной водой, сушим, храним в сухом, хорошо вентилируемом помещении.
  • Восстанавливаем изношенные элементы тентов.

Как и где хранить катер зимой?

Лучше всего хранить катер зимой в отапливаемом эллинге на кильблоках, деревянные подкладках или санях/трейлере. На улице можно оборудовать козлы или стойки. Расстояние от корпуса катера до земли или пола должно быть достаточным для проведения необходимых ремонтных и профилактических работ.

Для защиты от осадков под открытым небом пользуются специальными тентами, брезентовыми чехлами или термоусадочной пленкой.

Для защиты от осадков при хранении под открытым небом можно использовать брезентовый чехол

Для защиты от осадков при хранении под открытым небом можно использовать брезентовый чехол

Во избежание деформации корпуса при хранении как в помещении, так и под открытым небом, катер нужно правильно установить: боковой крен не допускается, нос должен находиться чуть выше кормы.

Вся представленная информация, касающаяся стоимости и комплектации, технических характеристик, цветов, а также изображения, носит информационный характер и не является публичной офертой (ст.437 (2) ГК РФ). Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к производителю или авторизованным дилерам торговой марки Slider, указанным на официальном сайте www.slider-boat.ru
© 2003 — 2024 г. Проектирование и производство катеров и яхт — SLIDER
Политика конфиденциальности
Разработка сайта «Тайм Дизайн» design_logotype