Зачем катер оборудуют интерцепторами?
Характер движения катера во многом определяется его дифферентом, т.е. разностью осадки кормы и носа. Дифферент может быть положительным, и тогда лодка «клюет носом», или отрицательным, и тогда осадка кормы больше, чем осадка носа. Чем меньше дифферент, тем ближе идеал – так называемая «посадка на ровный киль», при которой:
- ускоряется выход судна на глиссирование;
- повышается крейсерская скорость и, благодаря этому, экономнее расходуется топливо;
- катер уверенно чувствует себя при маневрировании, в том числе – при неравномерной загрузке.
Практика показывает, что в ряде случаев исключительно за счет активного управления посадкой катера удается повысить скорость его хода на 15—20%. Опытные водномоторники используют специальные приспособления, позволяющие управлять дифферентом. С этой целью маломерные суда могут оборудоваться транцевыми плитами или интерцепторами.
В режиме глиссирования катер практически «летит над водой»
Транцевая плита представляет собой пластину, устанавливаемую на корме поперек транца параллельно днищу судна и, по сути, являющуюся его продолжением. Увеличение скорости катера и выход на глиссирование затруднены, если отрицательный (кормовой) дифферент превышает 5 см. Чтобы корма приподнялась, транцевые плиты опускают, т.е. переводят в положение под углом к днищу. Под давлением воды опущенные плиты стремятся вверх, увлекая за собой корму. Чем больше кормовой дифферент, тем сильнее лодка «приседает» на корму и тем больше должен быть угол наклона транцевой плиты для ее подъема.
Транцевые плиты
Интерцепторы устроены и работают по-другому. Они располагаются на транцах перпендикулярно поверхности днища судна. Их пластины (лезвия) могут выступать из-под днища на 0,5 – 1% ширины транца по скуле. Они создают сопротивление водному потоку, подтормаживая его. За счет этого снижается сопротивление воды движению лодки, растет подъемная сила, перед лезвиями интерцепторов образуется область повышенного динамического давления. В результате уменьшается дифферент на корму, катер быстрее ускоряется и выходит на глиссирование.
Интерцепторы
Немаловажное преимущество интерцепторов – более простая конструкция по сравнению с транцевыми плитами. Но судоводители отдают им предпочтение не только из-за этого.
Многочисленные испытания, в том числе исследования специалистов санкт-петербургского Крыловского государственного научного центра показали, что с помощью интерцепторов желаемый результат достигается в 5-10 раз быстрее, чем при регулировке дифферента изменением угла наклона транцевых плит.
Не только скорость, но и управляемость
Эффектом отрицательного дифферента более 5 см становится значительное лобовое сопротивление, в результате чего судно на курсе получает повышенную устойчивость. Изменить направление движения при этом сложно: поворотливость лодки ухудшается из-за плохой реакции на перекладку руля.
Дифферент на корму
Дифферент на корму мешает выйти на глиссирование – катер не в состоянии преодолеть «горб сопротивления». Во время глиссирования может возникать продольная неустойчивость судна, так называемое явление «дельфинирования», когда носовая часть периодически перемещается в вертикальной плоскости.
При дифференте на нос, наоборот, устойчивость катера на курсе ухудшается, его корма становится более подвижной. В результате судно при движении по прямой резко отклоняется от курса даже при минимальной перекладке руля.
С помощью синхронной регулировки положения интерцепторов вы легко избежите вышеперечисленных проблем. Данные устройства также позволяют нивелировать крен судна и опасность его опрокидывания при сильном ветре, резких поворотах, маневрировании на большой скорости. Для компенсации крена на правый бок опускаются лезвия правого интерцептора, при крене на противоположную сторону – левого.
Регулировка положения интерцепторов помогает избежать опрокидывания при поворотах на скорости
Какие интерцепторы лучше?
Решив оборудовать свой катер интерцепторами, обращайте внимание не столько на бренд и рекламу, сколько на технические характеристики. Оптимальный и наиболее удобный вариант – система, работающая в автоматическом режиме. Управление дифферентом и креном в ней осуществляется с помощью контроллера на основании показателей акселерометра и гироскопа, с учетом данных GPS.
Автоматическая система управления интерцепторами со встроенным гироскопом, акселерометром и GPS
Огромный плюс интеллектуальной автоматики – не только точность, но и скорость регулировки положения лезвий интерцепторов. В результате катер предельно быстро выходит на заданный экономичный скоростной режим, сохраняет остойчивость при изменении ветровых характеристик и высоты волны, маневрировании.