Зачем катер оборудуют интерцепторами?
zoom_close
menu Меню
logo_line Блог /

Зачем катер оборудуют интерцепторами?

logo_line

Характер движения катера во многом определяется его дифферентом, т.е. разностью осадки кормы и носа. Дифферент может быть положительным, и тогда лодка «клюет носом», или отрицательным, и тогда осадка кормы больше, чем осадка носа. Чем меньше дифферент, тем ближе идеал – так называемая «посадка на ровный киль», при которой:

  • ускоряется выход судна на глиссирование;
  • повышается крейсерская скорость и, благодаря этому, экономнее расходуется топливо;
  • катер уверенно чувствует себя при маневрировании, в том числе – при неравномерной загрузке.

Практика показывает, что в ряде случаев исключительно за счет активного управления посадкой катера удается повысить скорость его хода на 15—20%. Опытные водномоторники используют специальные приспособления, позволяющие управлять дифферентом. С этой целью маломерные суда могут оборудоваться транцевыми плитами или интерцепторами.

В режиме глиссирования катер практически «летит над водой»

В режиме глиссирования катер практически «летит над водой»

Транцевая плита представляет собой пластину, устанавливаемую на корме поперек транца параллельно днищу судна и, по сути, являющуюся его продолжением. Увеличение скорости катера и выход на глиссирование затруднены, если отрицательный (кормовой) дифферент превышает 5 см. Чтобы корма приподнялась, транцевые плиты опускают, т.е. переводят в положение под углом к днищу. Под давлением воды опущенные плиты стремятся вверх, увлекая за собой корму. Чем больше кормовой дифферент, тем сильнее лодка «приседает» на корму и тем больше должен быть угол наклона транцевой плиты для ее подъема.

Транцевые плиты

Транцевые плиты

Интерцепторы устроены и работают по-другому. Они располагаются на транцах перпендикулярно поверхности днища судна. Их пластины (лезвия) могут выступать из-под днища на 0,5 – 1% ширины транца по скуле. Они создают сопротивление водному потоку, подтормаживая его. За счет этого снижается сопротивление воды движению лодки, растет подъемная сила, перед лезвиями интерцепторов образуется область повышенного динамического давления. В результате уменьшается дифферент на корму, катер быстрее ускоряется и выходит на глиссирование.

Интерцепторы

Интерцепторы

Немаловажное преимущество интерцепторов – более простая конструкция по сравнению с транцевыми плитами. Но судоводители отдают им предпочтение не только из-за этого.

Многочисленные испытания, в том числе исследования специалистов санкт-петербургского Крыловского государственного научного центра показали, что с помощью интерцепторов желаемый результат достигается в 5-10 раз быстрее, чем при регулировке дифферента изменением угла наклона транцевых плит.

Не только скорость, но и управляемость

Эффектом отрицательного дифферента более 5 см становится значительное лобовое сопротивление, в результате чего судно на курсе получает повышенную устойчивость. Изменить направление движения при этом сложно: поворотливость лодки ухудшается из-за плохой реакции на перекладку руля.

Дифферент на корму

Дифферент на корму

Дифферент на корму мешает выйти на глиссирование – катер не в состоянии преодолеть «горб сопротивления». Во время глиссирования может возникать продольная неустойчивость судна, так называемое явление «дельфинирования», когда носовая часть периодически перемещается в вертикальной плоскости. 

При дифференте на нос, наоборот, устойчивость катера на курсе ухудшается, его корма становится более подвижной. В результате судно при движении по прямой резко отклоняется от курса даже при минимальной перекладке руля.

С помощью синхронной регулировки положения интерцепторов вы легко избежите вышеперечисленных проблем. Данные устройства также позволяют нивелировать крен судна и опасность его опрокидывания при сильном ветре, резких поворотах, маневрировании на большой скорости. Для компенсации крена на правый бок опускаются лезвия правого интерцептора, при крене на противоположную сторону – левого.

Регулировка положения интерцепторов помогает избежать опрокидывания при поворотах на скорости

Регулировка положения интерцепторов помогает избежать опрокидывания при поворотах на скорости

Какие интерцепторы лучше?

Решив оборудовать свой катер интерцепторами, обращайте внимание не столько на бренд и рекламу, сколько на технические характеристики. Оптимальный и наиболее удобный вариант – система, работающая в автоматическом режиме. Управление дифферентом и креном в ней осуществляется с помощью контроллера на основании показателей акселерометра и гироскопа, с учетом данных GPS.

Автоматическая система управления интерцепторами со встроенным гироскопом, акселерометром и GPS

Автоматическая система управления интерцепторами со встроенным гироскопом, акселерометром и GPS

Огромный плюс интеллектуальной автоматики – не только точность, но и скорость регулировки положения лезвий интерцепторов. В результате катер предельно быстро выходит на заданный экономичный скоростной режим, сохраняет остойчивость при изменении ветровых характеристик и высоты волны, маневрировании. 

Вся представленная информация, касающаяся стоимости и комплектации, технических характеристик, цветов, а также изображения, носит информационный характер и не является публичной офертой (ст.437 (2) ГК РФ). Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к производителю или авторизованным дилерам торговой марки Slider, указанным на официальном сайте www.slider-boat.ru
© 2003 — 2024 г. Проектирование и производство катеров и яхт — SLIDER
Политика конфиденциальности
Разработка сайта «Тайм Дизайн» design_logotype