Пластик или алюминий – какая моторная лодка лучше?
zoom_close
menu Меню
logo_line Блог /

Пластик или алюминий – какая моторная лодка лучше?

logo_line

Вы собираетесь впервые купить моторную лодку или катер и пытаетесь понять, что лучше – корпус из пластика или алюминия. Казалось бы, в сети достаточно информации: яхтсмены, рыбаки и прочие «гуру» охотно делятся своими знаниями, опытом, дают практические советы. Вот только их мнения по поводу плюсов и минусов пластиковых и алюминиевых моторных лодок нередко различаются, и каждый из авторов находит очень убедительные аргументы в пользу своей точки зрения.

Алюминий или пластик? Какая моторка лучше? Алюминий или пластик? Какая моторка лучше?

Алюминий или пластик? Какая моторка лучше?

Кто прав, кому верить и как сделать действительно правильный выбор? Давайте разберемся.

Материал материалу – рознь

Сторонники алюминиевых моторных лодок утверждают, что они значительно превосходят пластиковые по прочности. И это действительно так… но лишь в том случае, если корпус изготовлен из дюралюминия (дюраля) – сплава алюминия с медью. Что касается корпусов из алюминиево-магниевых сплавов (АМГ), то их прочность меньше. Фактически, по этой характеристике качественные современные композитные материалы сравнимы с АМГ.

Прочность дюраля – существенный плюс, если лодке, например, предстоит «борьба» с сильным течением на каменистом мелководье. Однако дюралюминий подвержен коррозии, особенно – в соленой воде. И хотя обычно поверхность дюралюминиевых листов для повышения коррозионной стойкости покрывается слоем чистого алюминия, такая лодка не подойдет для морской рыбалки.

Корпус дюралюминиевой лодки клепают их тонких обшивочных листов

Корпус дюралюминиевой лодки клепают их тонких обшивочных листов

В пресных водоемах дюраль ржавеет медленнее, но тоже ржавеет – судно придется постоянно красить по специальной схеме, однако и это не всегда спасает. Кроме того, дюралюминий непластичен и его нельзя варить: корпус такой лодки клепают из небольших тонких обшивочных листов, повышая прочность большим количеством ребер жесткости – это плохо отражается не только на эстетике, но и на аэродинамике.

Корпуса лодок из алюминиево-магниевых сплавов сваривают

Корпуса лодок из алюминиево-магниевых сплавов сваривают

Сплавы АМГ устойчивы к коррозии и более пластичны, их можно сваривать. Использование современных технологий и оборудования делает сварочные швы почти незаметными. Но, все-таки, по эстетичности даже такая алюминиевая лодка уступает пластиковой – идеально гладкой и ровной. Кроме того, в отличие от металла, композитному материалу можно придать любую форму, сделав корпус лодки максимально эргономичным и значительно улучшив ее ходовые качества.

Корпусу пластиковой лодки можно придать любую форму для улучшения ее эстетических и аэродинамических характеристик

Корпусу пластиковой лодки можно придать любую форму для улучшения ее эстетических и аэродинамических характеристик

При этом пластиковые корпуса тоже могут существенно различаться. Эти различия зависят от вида стеклопластика и его «пропитки», наружного защитного состава – гелькоута, а также от подготовки матрицы и от того, насколько скрупулезно соблюдались технологические требования на каждом этапе формовки.

Так, например:

  • При соединении стекловолокна с сатиновым переплетением (стеклохолста) со смолами герметичность композита значительно выше (а его гигроскопичность, соответственно, существенно ниже), чем при использовании стеклоткани с жгутовым переплетением (стеклорогожи). Но «холст» намного тоньше, чем «рогожа», и таких слоев нужно больше – это автоматически приводит к удорожанию. Наилучшими «пропиточными» характеристиками обладает особый вид очень тонкого стекловолокна – стеклосетка СЭ: именно этот отнюдь не дешевый материал делает наружную поверхность корпуса моторки гладкой и максимально герметичной.

Стеклохолст Стеклохолст Стеклорогожа Стеклорогожа

  • Для получения идеально ровной наружной поверхности пластика поверхность матрицы должна быть столь же идеальной. С этой целью ее предварительно тщательно шпаклюют и полируют. Такая подготовка требует опыта, усилий и контроля качества, а значит и дополнительных затрат.

Тщательная подготовка матрицы перед формовкой обеспечивает идеальную геометрию корпуса пластиковой лодки

Тщательная подготовка матрицы перед формовкой обеспечивает идеальную геометрию корпуса пластиковой лодки

  • Противники пластика называют одним из его недостатков токсичность. Однако все зависит от состава смолы – благодаря специальным добавкам, современные композитные материалы не только абсолютно безопасны, но и практически не выделяют неприятного запаха. Разумеется, они тоже стоят дороже.

Поэтому пластиковая моторка может быть сопоставима по цене с алюминиевой и даже дороже ее. То есть, дешевизна – не столь очевидное преимущество лодок и катеров из композита. Но они действительно самые красивые.

Пластиковые моторки и катера – самые красивые

Пластиковые моторки и катера – самые красивые

Об особенностях и различиях лодочных корпусов из пластика и алюминия можно говорить долго, но не стоит отдавать «пальму первенства» ни одному, ни другому варианту – практически любой «большой плюс» или «большой минус» может быть не таким уж и большим в конкретной модели или оказаться не столь существенным для вас.

Поэтому мы не будем утверждать, что пластиковые моторки лучше алюминиевых или наоборот. А просто перечислим их наиболее общие, объективные отличия.

Основные плюсы и минусы моторных лодок из пластика и алюминия

Преимущества алюминия:

  • корпус и кокпит проще почистить от рыбьей чешуи и грязи;
  • в алюминиевой лодке удобнее лазать по зарослям камыша и осоки.

Недостатки алюминия:

  • моторка ощутимо грохочет на ходу, когда вода бьется об алюминиевые борта;
  • есть риск обжечься или пораниться – металл греется на солнце, в конструкции корпуса много выступающих острых углов;
  • алюминиевую лодку сложнее ремонтировать.

Плюсы пластика:

  • незаменим для отдыха – лодка не гремит, ход мягкий, плавный;
  • не боится соленой воды;
  • удобнее в ремонте;
  • безупречный внешний вид.

Минусы пластика:

  • без специальной дополнительной защиты (кильгарда) слой гелькоута может стираться при контакте с осокой или прибрежным песком – в результате композит будет набирать воду и постепенно разрушаться вследствие гидролиза;
  • если лодку планируется хранить в неотапливаемом помещении, перед консервацией на зиму ее рекомендуется «подсушить» в течение некоторого времени при положительных температурах – замерзая, попавшая в микропоры вода расширяется и разрушает стеклопластик.

Что в итоге?

Выбирая моторную лодку ориентируйтесь, прежде всего на себя.

Если вы заядлый рыбак и планируете в поисках роскошных щук, карасей или лещей пробираться на своем судне по заросшим старицам, то лучшим вариантом станет алюминиевая моторка.

Алюминиевая моторная лодка Realcraft 700 Cabin – «рабочая лошадка», прекрасно приспособленная для рыбалки

Алюминиевая моторная лодка Realcraft 700 Cabin – «рабочая лошадка», прекрасно приспособленная для рыбалки

Если вы покупаете судно, прежде всего, для комфортного отдыха на воде, то обратите внимание на моторку или катер из стеклопластика. Грамотный выбор и правильная эксплуатация позволит пользоваться им в течение длительного времени без каких-либо неприятных неожиданностей.

Для комфортного семейного отдыха на воде лучше обзавестись катером с корпусом из пластика

Для комфортного семейного отдыха на воде лучше обзавестись катером с корпусом из пластика

Вся представленная информация, касающаяся стоимости и комплектации, технических характеристик, цветов, а также изображения, носит информационный характер и не является публичной офертой (ст.437 (2) ГК РФ). Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к производителю или авторизованным дилерам торговой марки Slider, указанным на официальном сайте www.slider-boat.ru
© 2003 — 2024 г. Проектирование и производство катеров и яхт — SLIDER
Политика конфиденциальности
Разработка сайта «Тайм Дизайн» design_logotype