Пластик или алюминий – какая моторная лодка лучше?
Вы собираетесь впервые купить моторную лодку или катер и пытаетесь понять, что лучше – корпус из пластика или алюминия. Казалось бы, в сети достаточно информации: яхтсмены, рыбаки и прочие «гуру» охотно делятся своими знаниями, опытом, дают практические советы. Вот только их мнения по поводу плюсов и минусов пластиковых и алюминиевых моторных лодок нередко различаются, и каждый из авторов находит очень убедительные аргументы в пользу своей точки зрения.
Алюминий или пластик? Какая моторка лучше?
Кто прав, кому верить и как сделать действительно правильный выбор? Давайте разберемся.
Материал материалу – рознь
Сторонники алюминиевых моторных лодок утверждают, что они значительно превосходят пластиковые по прочности. И это действительно так… но лишь в том случае, если корпус изготовлен из дюралюминия (дюраля) – сплава алюминия с медью. Что касается корпусов из алюминиево-магниевых сплавов (АМГ), то их прочность меньше. Фактически, по этой характеристике качественные современные композитные материалы сравнимы с АМГ.
Прочность дюраля – существенный плюс, если лодке, например, предстоит «борьба» с сильным течением на каменистом мелководье. Однако дюралюминий подвержен коррозии, особенно – в соленой воде. И хотя обычно поверхность дюралюминиевых листов для повышения коррозионной стойкости покрывается слоем чистого алюминия, такая лодка не подойдет для морской рыбалки.
Корпус дюралюминиевой лодки клепают их тонких обшивочных листов
В пресных водоемах дюраль ржавеет медленнее, но тоже ржавеет – судно придется постоянно красить по специальной схеме, однако и это не всегда спасает. Кроме того, дюралюминий непластичен и его нельзя варить: корпус такой лодки клепают из небольших тонких обшивочных листов, повышая прочность большим количеством ребер жесткости – это плохо отражается не только на эстетике, но и на аэродинамике.
Корпуса лодок из алюминиево-магниевых сплавов сваривают
Сплавы АМГ устойчивы к коррозии и более пластичны, их можно сваривать. Использование современных технологий и оборудования делает сварочные швы почти незаметными. Но, все-таки, по эстетичности даже такая алюминиевая лодка уступает пластиковой – идеально гладкой и ровной. Кроме того, в отличие от металла, композитному материалу можно придать любую форму, сделав корпус лодки максимально эргономичным и значительно улучшив ее ходовые качества.
Корпусу пластиковой лодки можно придать любую форму для улучшения ее эстетических и аэродинамических характеристик
При этом пластиковые корпуса тоже могут существенно различаться. Эти различия зависят от вида стеклопластика и его «пропитки», наружного защитного состава – гелькоута, а также от подготовки матрицы и от того, насколько скрупулезно соблюдались технологические требования на каждом этапе формовки.
Так, например:
- При соединении стекловолокна с сатиновым переплетением (стеклохолста) со смолами герметичность композита значительно выше (а его гигроскопичность, соответственно, существенно ниже), чем при использовании стеклоткани с жгутовым переплетением (стеклорогожи). Но «холст» намного тоньше, чем «рогожа», и таких слоев нужно больше – это автоматически приводит к удорожанию. Наилучшими «пропиточными» характеристиками обладает особый вид очень тонкого стекловолокна – стеклосетка СЭ: именно этот отнюдь не дешевый материал делает наружную поверхность корпуса моторки гладкой и максимально герметичной.
Стеклохолст Стеклорогожа
- Для получения идеально ровной наружной поверхности пластика поверхность матрицы должна быть столь же идеальной. С этой целью ее предварительно тщательно шпаклюют и полируют. Такая подготовка требует опыта, усилий и контроля качества, а значит и дополнительных затрат.
Тщательная подготовка матрицы перед формовкой обеспечивает идеальную геометрию корпуса пластиковой лодки
- Противники пластика называют одним из его недостатков токсичность. Однако все зависит от состава смолы – благодаря специальным добавкам, современные композитные материалы не только абсолютно безопасны, но и практически не выделяют неприятного запаха. Разумеется, они тоже стоят дороже.
Поэтому пластиковая моторка может быть сопоставима по цене с алюминиевой и даже дороже ее. То есть, дешевизна – не столь очевидное преимущество лодок и катеров из композита. Но они действительно самые красивые.
Пластиковые моторки и катера – самые красивые
Об особенностях и различиях лодочных корпусов из пластика и алюминия можно говорить долго, но не стоит отдавать «пальму первенства» ни одному, ни другому варианту – практически любой «большой плюс» или «большой минус» может быть не таким уж и большим в конкретной модели или оказаться не столь существенным для вас.
Поэтому мы не будем утверждать, что пластиковые моторки лучше алюминиевых или наоборот. А просто перечислим их наиболее общие, объективные отличия.
Основные плюсы и минусы моторных лодок из пластика и алюминия
Преимущества алюминия:
- корпус и кокпит проще почистить от рыбьей чешуи и грязи;
- в алюминиевой лодке удобнее лазать по зарослям камыша и осоки.
Недостатки алюминия:
- моторка ощутимо грохочет на ходу, когда вода бьется об алюминиевые борта;
- есть риск обжечься или пораниться – металл греется на солнце, в конструкции корпуса много выступающих острых углов;
- алюминиевую лодку сложнее ремонтировать.
Плюсы пластика:
- незаменим для отдыха – лодка не гремит, ход мягкий, плавный;
- не боится соленой воды;
- удобнее в ремонте;
- безупречный внешний вид.
Минусы пластика:
- без специальной дополнительной защиты (кильгарда) слой гелькоута может стираться при контакте с осокой или прибрежным песком – в результате композит будет набирать воду и постепенно разрушаться вследствие гидролиза;
- если лодку планируется хранить в неотапливаемом помещении, перед консервацией на зиму ее рекомендуется «подсушить» в течение некоторого времени при положительных температурах – замерзая, попавшая в микропоры вода расширяется и разрушает стеклопластик.
Что в итоге?
Выбирая моторную лодку ориентируйтесь, прежде всего на себя.
Если вы заядлый рыбак и планируете в поисках роскошных щук, карасей или лещей пробираться на своем судне по заросшим старицам, то лучшим вариантом станет алюминиевая моторка.
Алюминиевая моторная лодка Realcraft 700 Cabin – «рабочая лошадка», прекрасно приспособленная для рыбалки
Если вы покупаете судно, прежде всего, для комфортного отдыха на воде, то обратите внимание на моторку или катер из стеклопластика. Грамотный выбор и правильная эксплуатация позволит пользоваться им в течение длительного времени без каких-либо неприятных неожиданностей.
Для комфортного семейного отдыха на воде лучше обзавестись катером с корпусом из пластика