Что нужно знать, чтобы купить катер с подходящим мотором?
Опытные водномоторники прекрасно ориентируются в огромном разнообразии подвесных лодочных моторов (ПЛМ). И точно знают, какой агрегат позволит судну максимально раскрыть свои возможности, будет прост в обслуживании, экономичен, не приведет к возникновению аварийных ситуаций. А что делать новичку, если он совсем не ориентируется в этом вопросе, но совершенно справедливо хочет купить катер с мотором, который не придется сразу менять? Надеемся, что наша статья поможет вам уверенно определиться с выбором подходящего двигателя.
Оборудовав катер подходящим мотором, вы избежите проблем и получите максимум удовольствия от отдыха на воде
С чего начать?
Начнем с мощности, которая у лодочных моторов колеблется в диапазоне от скромных 2 до 450 л.с. Логично было бы предположить, что чем мощнее двигатель, тем он лучше. Однако этот параметр тесно связан с конструкцией катера и должен быть в пределах диапазона, указанного судостроителями. Другими словами, для каждого судна есть ограничение не только по минимальной, но и по максимальной мощности навесного мотора. И если ваш агрегат окажется избыточно «сильным и резвым», то есть риск разрушения кормы катера.
В определенных случаях комплектация мотором с допустимо низкой мощностью может быть не только вполне приемлемой, но и приоритетной. Равно как и наоборот. Информация ниже поможет вам в первом приближении определиться с оптимальной мощностью двигателя для вашего судна и ваших планов в отношении отдыха на воде.
Для начала вполне резонно оборудовать лодку двигателем малой мощности. Это разумно сделать, если:
- вы только учитесь управлению катером и, как минимум, на первых порах собираетесь эксплуатировать его исключительно в режиме водоизмещения;
- ограниченный бюджет вынуждает вас экономить.
Впоследствии, при желании, вы сможете приобрести более мощный агрегат для выхода в глиссирование, оставив двигатель малой мощности в качестве резервного. Но нужно помнить, что минимальная мощность подвесного мотора должна быть не меньше четверти мощности, требуемой на выход в глиссирование с полной загрузкой. Иначе у вас возникнут проблемы при управлении катером, который будет постоянно сбиваться с курса и может не справиться со встречным ветром.
Если вы изначально приобретаете катер для скоростных «покатушек», буксировки воднолыжников и вейкбордистов, то без мощного двигателя вам не обойтись. Ориентируйтесь на паспортные данные и помните основное правило: безопасная максимальная мощность мотора прямо пропорциональна ширине и обратно пропорциональна длине катера. То есть, катер с узким и длинным корпусом следует оборудовать двигателем меньшей мощности, чем судно аналогичного класса с современной геометрией корпуса, обеспечивающей его повышенную устойчивость.
Геометрия корпуса современных катеров позволяет использовать подвесные моторы большей мощности
Чем меньше лошадиных сил в двигателе, тем меньше его вес и габариты. А это значит, что вам будет проще управляться с таким агрегатом – мыть, монтировать и демонтировать, переносить и т.д.
Двухтактный или четырехтактный?
Данный параметр характеризует цикл работы двигателя. В таблице ниже мы сравнили плюсы двухтактных и четырехтактных подвесных лодочных моторов с одинаковым объемом:
Двухтактный ПЛМ |
Четырехтактный ПЛМ |
Более дешевый и чуть более мощный |
Работает тише |
Меньше весит |
Потребляет меньше топлива |
Менее привередлив к топливу |
На малых и холостых оборотах работает более ровно |
Проще в обслуживании |
|
Можно перевозить в любом положении |
Можно перевозить только в положении, исключающем попадание масла в камеру сгорания |
Не требуется частая замена масла |
Инжектор или карбюратор?
У каждой из систем подачи топлива также есть свои плюсы, и мы также собрали их в таблицу для удобства сравнения:
Инжекторные ПЛМ |
Карбюраторные ПЛМ |
Более экологичны |
Дешевле и проще в обслуживании, благодаря более простой конструкции |
Меньше расход топлива |
Менее требовательны к качеству топлива, поэтому работают дольше и стабильнее при плохом качестве бензина |
Быстрее заводятся |
Не нуждаются для запуска в электричестве |
Бывают бензиновые и дизельные |
Меньше шумят и вибрируют |
Более надежные, стабильнее работают при больших нагрузках |
Не боятся попаданий небольших количеств воды, легко очищаются вручную |
Длина ноги (дейдвуда)
Выбирать длину (высоту) закрывающей вал двигателя «ноги» или «дейдвуда» следует таким образом, чтобы после монтажа ПЛМ винт всегда находился под водой и не захватывал пузырьки воздуха. В то же время, винт не должен погружаться слишком глубоко – это увеличит риск его повреждения на небольших глубинах и приведет к потере мощности мотора.
Высота дейдвуда выбирается с учетом конструкции судна таким образом, чтобы закрепленный на валу винт всегда находился под водой
Мы надеемся, что теперь вы будете увереннее чувствовать себя при поиске подвесного лодочного мотора и избежите досадных ошибок. При этом не исключено, что после анализа и сравнений имеющихся на рынке предложений в вашем списке окажется нескольких агрегатов с подходящими характеристиками. Как понять, какой из них лучше?
О чем расскажет рейтинг
К сожалению, не о многом. И далеко не всегда сможет правильно сориентировать, а в некоторых случаях и вообще способен подтолкнуть новичка к неправильному решению. Казалось бы, что может быть объективнее рейтинга, составленного по отзывам опытных владельцев моторных катеров, а, тем паче – технарей? И это на самом деле так, если «все по-честному». Но далеко не факт, что красующаяся на первом месте модель действительно лучше остальных – как присутствующих в списке, так и отсутствующих в нем. Иногда рейтинги формируются специально под продажу мотора определенной марки или модели, иногда – просто для придания авторитетности интернет-ресурсу. Поэтому мы советуем вам очень осторожно относиться к подобной информации.
К сомнительным рейтингам следует относится осторожно
Бренд – важен или не важен?
Общеизвестно, что, покупая товар известного бренда, мы переплачиваем за этот самый бренд ощутимую сумму. В то же время, производители «с именем» дорожат своей репутацией, поэтому риск купить бракованный двигатель марки Mercury или Yamaha минимален. Но это не значит, что, если вы все же решите сэкономить и приобретете китайский подвесной мотор Tarpon или Parsun, он у вас моментально сломается или будет проблемным.
Лодочные моторы Yamaha (Япония и) и Parsun (Китай)
А как правильнее всего?
А правильнее всего – купить катер у производителя вместе с мотором, который вам подберут в соответствии с конструкцией корпуса судна, вашими предпочтениями и планами на эксплуатацию.
Правильнее всего купить первый катер у производителя в полной комплектации – с мотором и оборудованием
Мы сотрудничаем с производителями подвесных лодочных моторов, сотрудники регулярно проходят циклы обучения по работе с двигателями, поэтому вы будете застрахованы от переплат сомнительным посредникам, приобретения контрафакта или подделки.