Итак, весна окончательно вступила в свои права, и вашему катеру пора возвращаться в свою стихию. Отнеситесь к спуску лодки на воду со всей ответственностью, и начало сезона навигации станет для вас ожидаемым праздником, а не головной болью и источником неприятных неожиданностей.
Открытие нового сезона навигации должно стать праздником, а не головной болью
Традиционно советы судовладельцам, впервые делающим «заход на второй сезон», начинаются с технического обслуживания катера. Но мы нарушим этот стереотип.
Начните с поиска места стоянки
Если у вас заключен договор с яхт-клубом на зимнее хранение судна в отапливаемом эллинге и летнее – на охраняемой стоянке (марине), этот пункт автоматически исключается: у вас уже все есть.
Если же вы храните лодку зимой на участке возле дома, в собственном гараже или, наоборот, слишком далеко от места проживания – заранее подумайте о ее дислокации после спуска на воду. Ориентируйтесь на следующие моменты:
- расстояние, которое вам предстоит регулярно преодолевать по пути из дома к месту стоянки катера и обратно;
- состояние подъездных путей;
- наличие автостоянки поблизости от марины и ее вместительность – прекрасно, если она огорожена и охраняется;
- конструкцию причальных сооружений – ваш катер должен быть в целости и безопасности;
- стоимость, и то, что в нее входит – например, круглосуточная охрана, наличие топливной заправки, мойки, подводка электричества и воды, услуги мелкого ремонта, спуска на воду, подъема, транспортировки и т.п.
Арендуйте стоянку для лодки загодя – чем ближе к началу сезона, тем меньше мест остается в самых удобных, обустроенных и недорогих маринах.
Заранее решите вопрос со стоянкой
А теперь перейдем непосредственно к катеру.
Расконсервация пластикового катера: что проверяем и что делаем
Начнем с корпуса. Правильнее, если вы почистили днище, избавились от осмоса, обновили кельгоут, демонтировали мебель и, при необходимости, поменяли на ней обивку еще осенью, перед отправкой лодки на зимний отдых в отапливаемый эллинг. Тем не менее, даже в этом случае расконсервацию катера начинают с тщательной проверки его внешнего и внутреннего состояния.
Во внутренних помещениях не должно быть воды и сырости – если лодка хранилась под открытым небом, то как бы хорошо вы ее ни защищали от снега и дождя, какие бы меры ни принимали по предупреждению образования конденсата, такое, к сожалению, случается. От сырости необходимо полностью избавиться – тщательно просушите трюм, каюту, рундуки, гальюн.
Во внутренних помещениях не должно быть сырости
Затем переходите к проверке оборудования:
- Убедитесь в надежном креплении якорных скоб, отсутствии повреждений катушки, обновите маркировку якорной цепи.
- Осмотрите лебедку – по необходимости почистите и смажьте детали.
- Проверьте целостность шлангов насосов, работу соленоидов.
- Налейте воды в поддон и протестируйте работу трюмного насоса. Если диафрагмы затвердели и растрескались, поплавковый выключатель нужно заменить.
- Тщательно осмотрите клеммы и провода на распределительной панели, переключатели, заземление, хомуты. Удалите ржавчину, смажьте.
- Обратите внимание на уровень электролитов в аккумуляторе, при необходимости зарядите его.
На время зарядки конденсатора включите подсветку на всех дисплеях – впоследствии они не будут запотевать
- Протестируйте систему рулевого управления. Вращая руль в разные стороны, убедитесь в отсутствии посторонних шумов.
- Промойте водой систему подачи питьевой воды, гальюн. Если обнаружите утечки, определите причину их происхождения и устраните ее.
Расконсервация навесного и стационарного моторов
- Проверьте состояние двигателя – при необходимости поменяйте ходовое колесо, приводные ремни. Обязательно замените фильтры.
- Отклонение гребного винта в любую сторону при толчке должно быть минимальным.
- Убедитесь в отсутствии протечек и повреждений топливной системы. При необходимости – поменяйте шланги, затяните болты и гайки.
- Прошприцуйте подшипники поворотного кронштейна, предварительно удалив старую смазку. Шприцевание проводите до тех пор, пока смазка не начнет выходить из технических зазоров.
Шприцевание двигателя после расконсервации гарантирует его надежную работу и продлевает срок службы
- Замените масло в коробке передач и самом двигателе. В редукторе предварительно осмотрите прокладки, если они стерты – поменяйте.
- При первом запуске нужно проверить систему охлаждения. В специализированных сервисах для этих целей используют тест-ванны. Только такая проверка дает стопроцентную гарантию, что после спуска на воду мотор не будет перегреваться.
- Для того чтобы избежать крена, подвесной ЛМ нужно зафиксировать в правильном положении. Сделать это «на глаз» вряд ли получится – в сервисных центрах для этих целей используют кондукторы.
Во избежание крена подвесной мотор нужно зафиксировать в правильном положении
- Расконсервацию стационарного двигателя провести самостоятельно практически невозможно – для этого нужно специальное оборудование и опыт.
Если у вас заключен договор на ТО с сервисной службой, специалисты возьмут на себя все заботы по расконсервации, и к предварительно оговоренной дате вы получите ваш катер в исправном состоянии, полностью готовым к спуску на воду и эксплуатации.
О чем еще нельзя забывать?
О комплекте для ГИМСа и аптечке. Это позволит вам уверенно чувствовать себя при встрече с инспектором, избежать штрафов, а также иметь под рукой все необходимое для обеспечения безопасности плавания, действий в экстренных ситуациях, оказания первой помощи.
В том числе, на вашем катере должны быть:
- буксирно-швартовный канат и опорный крюк;
- спасательный круг и весла;
- правильно промаркированные индивидуальные спасредства (жилеты) для каждого человека на борту;
Спасательный жилет необходим каждому человеку на борту
- звукосигнальные устройства и парашютные ракеты бедствия:
- ведра и черпак;
- водоотливной насос;
- огнетушитель;
- ремонтная аптечка.
В аптечке первой медицинской помощи должен быть кровоостанавливающий жгут, антисептики для обработки ран, стерильные салфетки, бинты, бактерицидный пластырь, нашатырный спирт, валидол. У растворов и таблеток необходимо проверить срок годности.