Выбираем винт для катера
zoom_close
menu Меню
logo_line Блог /

Выбираем винт для катера

logo_line

Какой гребной винт нужен вашему катеру? Давайте попробуем найти правильный ответ на этот важный вопрос. Начнем с того, что универсальных вариантов не существует: одни винты позволяют разогнаться до максимума, другие – облегчить и ускорить выход на глиссирование, увеличить грузоподъемность, тягу, плавность хода, маневренность. Свойства винта зависят от материала, из которого он изготовлен винт, особенностей конструкции, соответствия размеров и иных характеристик требованиям производителей лодочного мотора.

Правильно выбранный гребной винт оптимизирует ходовые характеристики катера и продлит жизнь лодочному мотору

Правильно выбранный гребной винт оптимизирует ходовые характеристики катера и продлит жизнь лодочному мотору

Выбор гребного винта, наиболее подходящего для ваших целей, вашего двигателя и вашего судна позволит:

  • свести к минимуму риски порчи редуктора и валов;
  • продлить жизнь лодочного мотора и сделать его работу менее шумной;
  • экономно расходовать топливо;
  • пользоваться лодкой без проблем и с удовольствием.

Разумеется, правильнее всего поручить решение задачи профессионалам, разъяснив им, что вы хотите получить в итоге. И лучше всего, если подбором винта для вашего катера займутся его производители

Но даже если вы абсолютно справедливо решили положиться на специалистов, советуем внимательно отнестись к информации ниже.

Пластик, алюминий или сталь?

Пластиковые (композитные) гребные винты самые дешевые. Но они подходят исключительно для маломощных двигателей – и даже в этом случае могут рассматриваться разве что в качестве запасного варианта на случай выхода из строя основного винта где-нибудь вдали от цивилизации. Основные минусы:

  • низкая эффективность – толщина пластиковых лопастей достаточно велика, поэтому мотор не сможет работать в полную мощность;
  • быстрый износ двигателя – на высоких оборотах он будет «тонуть» в топливе и прослужит меньше;
  • высокая вероятность деформации и поломки;
  • низкая ремонтопригодность или ее полное отсутствие – только в некоторых пластиковых моделях можно заменить погнувшиеся или сломавшиеся лопасти.

В некоторых разборных моделях винтов из композитных материалов вышедшие из строя лопасти можно заменить

В некоторых разборных моделях винтов из композитных материалов вышедшие из строя лопасти можно заменить

Алюминий многие считают оптимальным вариантом по сочетанию цены, эксплуатационных характеристик и срока службы. Такие винты относительно дешевы, их лопасти тоньше пластиковых и достаточно прочны, меньше подвержены деформации. При небольшом повреждении алюминиевого винта его можно попробовать отремонтировать.

Алюминиевый гребной винт Mercury BAEKSAN

Алюминиевый гребной винт Mercury BAEKSAN

Стальные гребные винты – самые прочные и более долговечные, чем алюминиевые. За счет минимальной толщины и идеальной геометрии стальной лопасти удается достичь максимального уменьшения сопротивления, поэтому практически исключается потеря мощности двигателя. Винты из стали легко ремонтировать, причем после ремонта конструкция в точности сохраняет свою геометрию и рабочие качества. К минусам помимо высокой цены можно отнести вероятность деформации вала, если винт столкнется с подводным препятствием. Риск повреждения вала снижается при оснащении стального винта пластиковой втулкой.

Стальной гребной винт – наиболее прочный и эффективно работающий

Стальной гребной винт – наиболее прочный и эффективно работающий

Шаг

Для правильного расчета шага винта лодочного мотора необходимо знать реальное количество оборотов в минуту на полном газу. Это количество может отличаться от заявленного производителем двигателя, поэтому его лучше определить экспериментально. При расчете шага исходят из соотношения 1 дюйм на 200 оборотов.

Шаг и диаметр в дюймах указываются в маркировке

Шаг и диаметр в дюймах указываются в маркировке

Выбор оптимального шага также зависит от материала. Например, если вас не устроила работа алюминиевого винта, при замене на более тяжелый стальной винт шаг может быть меньше, иначе выход на глиссирование может оказаться затруднен. При слишком легком винте шаг, наоборот, чаще нужно увеличивать выше расчетных значений, иначе скорость снижается, а двигатель работает с перекрутом. Однако любой винт дает очень разные показатели на разных лодках, его необходимо подбирать в каждом конкретном случае с определенной загрузкой судна и условиями эксплуатации: часты истории, когда судоводители используют сразу несколько винтов, меняя их в зависимости от направления течения, количества человек в компании и прочих условий.

Диаметр

Производители лодочных моторов в сопровождающей документации всегда указывают диаметр гребного винта.  Некоторые начинающие водномоторники ошибочно считают, что можно компенсировать несоответствие рекомендованного диаметра шагом. Например, если двигатель рекомендуется оснастить винтом диаметром 13 дюймов, то можно заменить его 12-ти дюймовым с большим шагом. На самом деле такая замена приведет к тому, что эффективность работы мотора уменьшится.

Количество лопастей и их форма

Чем больше у винта лопастей, тем меньше скорость судна на максимальном ходу. Поэтому если у вас легкий малогабаритный катер, который планируется использовать с малой загрузкой преимущественно для передвижения на максимальных скоростях, то оптимальным вариантом станет трехлопастной винт.

Оснастите мотор четырехлопастным винтом, если:

  • вам важнее быстрее стартовать и выйти на глиссирование;
  • вы не планируете ходить на максимальных скоростях и хотите экономить топливо на крейсерском ходу;
  • вам важно, чтобы мотор не вибрировал;
  • вы собираетесь использовать катер для буксировки воднолыжника или вейкбордиста;
  • вы не хотите проблем при управлении судном в сложных погодных условиях и на малых скоростях;
  • вы хотите снизить эффект вентиляции при маневрировании;
  • вы любитель многодневных путешествий и вам приходится нагружать свой катер «под завязку».

Если проще: трехлопастной гребной винт – «скоростной», четырехлопастной – «грузоподъемный и стабилизирующий». 

Трехлопастной и четырехлопастной гребные винты Трехлопастной и четырехлопастной гребные винты

Трехлопастной и четырехлопастной гребные винты

Форма лопастей винта может быть:

  • эллиптической – так называемое «круглое ухо»,
  • серповидной или полусерповидной,
  • косой – закрученной в сторону вращения.

Эллиптическая форма обеспечивает оптимальный баланс тяги и скорости, серповидная позволяет существенно повысить скорость при малых оборотах. На косые винты не наматываются водоросли, благодаря чему катер сможет передвигаться в заросшем пруду или заводи – важный плюс для рыбаков.

Серповидная скорость лопастей дает возможность увеличить скорость на малых оборотах

Серповидная скорость лопастей дает возможность увеличить скорость на малых оборотах

Оригинальный или аналог?

Первое, о чем следует сказать – многие «оригинальные» и «неоригинальные» винты выпускаются на одних и тех же, преимущественно китайских, предприятиях. А это значит, что у вас есть возможность купить более дешевый, но вполне качественный аналог.

В то же время при желании сэкономить постарайтесь избежать приобретения изделия сомнительного и низкого качества. Для этого, прежде всего, проверьте:

  • толщину лопасти – она должна соответствовать заявленной;
  • края лопасти – они не должны быть искривленными;
  • размер ступицы с двух сторон.

Также следует иметь в виду, что иногда маркировка не соответствует реальным значениям – поэтому перед покупкой неоригинального гребного винта полезно и правильно найти возможность его протестировать. 

Вся представленная информация, касающаяся стоимости и комплектации, технических характеристик, цветов, а также изображения, носит информационный характер и не является публичной офертой (ст.437 (2) ГК РФ). Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к производителю или авторизованным дилерам торговой марки Slider, указанным на официальном сайте www.slider-boat.ru
© 2003 — 2024 г. Проектирование и производство катеров и яхт — SLIDER
Политика конфиденциальности
Разработка сайта «Тайм Дизайн» design_logotype