Водная техника будущего: водород, электричество и умная электроника
zoom_close
menu Меню
logo_line Блог /

Водная техника будущего: водород, электричество и умная электроника

logo_line

Современные катера и яхты радуют своих владельцев высокими скоростями, маневренностью, комфортом и эстетичностью. А что ждет нас в будущем? В начале Нового года самое время поразмышлять о водной технике нового поколения – чем она будет отличаться от нынешней? Малогабаритные суда станут экологичнее, тише, экономичнее, дешевле и проще в обслуживании, «интеллектуальнее».

Водная техника будущего будет «умной», экологичной и экономичной

Водная техника будущего будет «умной», экологичной и экономичной

Какие инженерные решения и инновационные технологии берут на вооружение судостроители, решая эти задачи?

Водород вместо углеводородов

Двигатели на водородном топливе – одна из перспективных альтернатив бензиновым и дизельным агрегатам. На лодочном шоу в Майами компания Yamaha Motor планирует представить такой подвесной лодочный мотор, созданный в рамках программы повышения углеродной нейтральности. Подробная информация о новинке станет доступна после ее презентации.

Прототип водородного подвесного лодочного мотора Yamaha

Прототип водородного подвесного лодочного мотора Yamaha

Преимущества водородных двигателей

Заправка такого агрегата требует не больше времени, чем заправка бензином или дизелем. При этом, в отличие от дизельных и бензиновых, моторы на водородном топливе:

  • не шумят и не загрязняют окружающую среду вредными выхлопными газами;
  • обладают более высоким коэффициентом полезного действия – то есть, заправленного бака будет хватать на большее количество километров пути.

А есть ли минусы?

Чистого водорода в природе не существует, его нужно получить. Наиболее дешевые способы – конверсия метана или получение водорода из угля, но их никак не назовешь экологически безопасными. Пиролиз или электролиз воды – трудоемкие и дорогостоящие производственные процессы.

Принципиально иной, наиболее «чистый», но, к сожалению, тоже отнюдь не дешевый способ основан на использовании биотехнологий – в фотобиореакторе зеленые одноклеточные водоросли или бактерии разлагают сточные воды с выделением водорода.

Используемые для очистки сточных вод одноклеточные зеленые водоросли могут параллельно участвовать в синтезе водорода

Используемые для очистки сточных вод одноклеточные зеленые водоросли могут параллельно участвовать в синтезе водорода

Для хранения водорода нужны специальные емкости, для заправки двигателей – безопасное оборудование. Такие заправочные станции пока остаются экзотикой – широкое внедрение в обиход моторов на водородном топливе ограничивают:

  • легкая воспламеняемость водорода – при повышении температуры он может взорваться;
  • дороговизна – следствие сложной конструкции и наличия дорогостоящих платиновых элементов.

Какие решения позволят компании Yamaha гарантировать безопасную работу своего подвесного двигателя и сколько он будет стоить – узнаем уже в феврале.

К слову сказать, у водородных лодочных моторов есть конкуренты по тишине и экологической чистоте – электродвигатели.  

Переходим на электричество?

Электрический лодочный мотор, как и водородный двигатель, «дружит» с окружающей средой и работает практически бесшумно. При этом он дешевле и безопаснее водородного: как и любое другое оборудование, электродвигатель может выйти из строя, но точно не взорвется.

Затраты на электричество существенно меньше, чем на углеводородное или водородное топливо.

Электричество дешевле углеводородного топлива и водорода

Электричество дешевле углеводородного топлива и водорода

Такой агрегат прост в обслуживании. Но для зарядки аккумулятора требуется время, и он достаточно быстро разряжается – с полным топливным баком можно обойтись без дозаправки дольше, чем с полностью заряженной аккумуляторной батареей без подзарядки.

До недавних пор электродвигатели использовались на моторных лодках и катерах преимущественно в качестве резервных или дополнительных – рачительные владельцы стремились разумно сэкономить на топливе, повысить степень собственного комфорта на тихом ходу и не распугать рыбу.

Сегодня работающие исключительно на электричестве малогабаритные суда становятся не менее модным трендом, чем электромобили.

SLIDER – в тренде

В линейке катеров SLIDER недавно появился свой собственный «гость из будущего» – электрокатер с корпусом типа боурайдер, способный выходить в режим глиссирования. Изящное судно бесшумно парит над водой – только представьте себе, что такое возможно! Нашу «технику будущего» легко зарядить у любой пристани – как из сети 380 Вольт, так и из сети 220 Вольт.

Электрокатер SLIDER может выходить на глиссирование и заряжается от любой сети

Электрокатер SLIDER может выходить на глиссирование и заряжается от любой сети

Подробнее о модели можно прочитать здесь.

Новые веяния в малом судостроении не ограничиваются повышением экологичности, упрощением обслуживания, уменьшением расходов. Не исключено, что скоро новоиспеченному владельцу катера или яхты не понадобятся навыки судовождения – судно будет управляться автопилотом.

Беспилотные суда – умная электроника «займет место» рулевого?

В 2018 году в норвежском городе Тронхейме появился первый электрический паром-автомат. Крохотное суденышко позволяло перевозить до 6-ти человек вместе с велосипедами через канал, разделяющий порт и административный центр.

Первый беспилотный мини-электропаром в Тронхейме

Первый беспилотный мини-электропаром в Тронхейме

Впоследствии норвежские инженеры модернизировали свое детище – паром приобрел стильный футуристический дизайн и стал в два раза вместительнее.

Модернизированный норвежский паром-автопилот на 12 пассажиров

Модернизированный норвежский паром-автопилот на 12 пассажиров

Управляют судном электроника и автоматика. В данном конкретном случае это оправдано, неопасно и несложно:

  • Плоскодонный паром-«лифт» движется по одному и тому же короткому маршруту, пересекая спокойную водную гладь небольшого искусственного водоема. Это полностью исключает встречу с любыми «подводными камнями» в прямом и переносном смысле слова.
  • Беспилотное и, кстати, бесплатное, «водное маршрутное такси» не создано для головокружительных скоростей и маневров. Миниатюрное судно не спеша курсирует между берегами канала, преодолевая всего 100 метров за одну минуту, но, тем не менее, на 15 минут сокращая путь пешеходов из порта в центр города и обратно.

Сможет ли «умная» электроника заменить опытных шкиперов в более сложных условиях: при путешествиях на дальние расстояния, «покатушках» на умопомрачительных скоростях, маневрировании в узком фарватере или в штормовую погоду? Пока это скорее риторический вопрос – слишком много факторов влияют на управляемость лодки, ее остойчивость и ход в больших естественных водоемах, на реках с быстрым течением и сложным рельефом дна. 

Тем не менее, есть все основания предполагать, что «передача обязанностей» по управлению катером или яхтой автомату не за горами – в обозримом будущем на водохранилищах, озерах, реках, вдоль морского побережья начнут курсировать быстрые, маневренные прогулочные и спортивные беспилотные суда.

Вся представленная информация, касающаяся стоимости и комплектации, технических характеристик, цветов, а также изображения, носит информационный характер и не является публичной офертой (ст.437 (2) ГК РФ). Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к производителю или авторизованным дилерам торговой марки Slider, указанным на официальном сайте www.slider-boat.ru
© 2003 — 2024 г. Проектирование и производство катеров и яхт — SLIDER
Политика конфиденциальности
Разработка сайта «Тайм Дизайн» design_logotype