Рыбалка и прогулки на катере поздней осенью и зимой: риски, сложности, советы по эксплуатации
zoom_close
menu Меню
logo_line Блог /

Рыбалка и прогулки на катере поздней осенью и зимой: риски, сложности, советы по эксплуатации

logo_line

Результатом глобального потепления стало ощутимое изменение климата: трескучие русские морозы никто не отменял, но все чаще поздней осенью и зимой среднесуточная температура неделями и даже месяцами колеблется в пределах нулевой отметки. А это значит, что вода в судоходных реках, озерах и водохранилищах средней полосы европейской части России остается открытой. Как тут удержаться от любимого хобби – рыбалки с борта или просто прогулки на катере в погожий солнечный день? Однако пользованием судном в холодное время года, во-первых, занятие рискованное, а, во-вторых, требует соблюдения определенных правил.

Изменение климата привело к тому, что в средней полосе России в зимнее время вода часто остается открытой

Изменение климата привело к тому, что в средней полосе России в зимнее время вода часто остается открытой

Как снизить вероятность ЧП на воде и защитить свой катер от пагубного действия низких температур?

В чем главная опасность судовождения в холодное время года?

Казалось бы, а что здесь такого? Особенно, если у вас каютный катер, и он оборудован автономным отопителем. Просто нужно позаботиться о теплой одежде и обуви, горячем чае или кофе – и в путь. На самом деле, при температурах воздуха, колеблющихся около нулевой отметки, ваша прогулка или рыбалка может преподнести ряд неприятных сюрпризов и превратиться из комфортного, увлекательного отдыха в экстремальный спорт с элементами борьбы за жизнь.

Собираясь пользоваться катером после первых заморозков, помните: образовавшаяся у берега наледь (заберег), взвешенная в воде ледяная каша (шуга) приводят к обледенению корпуса судна и его неизбежному следствию – потере устойчивости и возможному последующему опрокидыванию.

Заберег и шуга приводят к быстрому обледенению корпуса судна

Заберег и шуга приводят к быстрому обледенению корпуса судна

Поэтому если температура воды не более 6°С, а температура воздуха ниже нуля, судно на воду лучше не спускать вообще. Если же вы уже стартовали и находитесь далеко от берега, а погодные условия резко изменились – упала температура, пошел снег, усилился ветер – то вам придется вести борьбу за жизнеспособность судна, освобождая его от ледяной корки и пробиваясь к заветному берегу. Для успешного завершения такой борьбы соблюдайте следующие правила:

  • на катере должно быть несколько человек, так как справиться с обледенением сможет только слаженно работающая команда;
  • позаботьтесь о том, чтобы на борту было достаточно деревянных щитов и брусьев, пробок для заделки круглых пробоин, клиньев и пластыря – для герметизации разошедшихся швов, наборов слесарных и такелажных инструментов;

На катере должно быть достаточно аварийно-спасательного имущества для заделки трещин и пробоев

На катере должно быть достаточно аварийно-спасательного имущества для заделки трещин и пробоев

  • убедитесь, что ваши водоотливные системы исправны, надежны и эффективны.
  • перед стартом тщательно удалите всю ледяную корку, образовавшуюся во внутренних отсеках катера – днем на солнце она может подтаять и закупорить шпигаты.

Управление судном в условиях, провоцирующих обледенение корпуса, имеет следующие особенности:

  • Внимательно контролируйте герметичность днища – любая течь должна быть немедленно обнаружена и устранена.
  • Наибольший риск опрокидывания катера возникает при неравномерном нарастании льда на правом и левом бортах. Для равномерного обледенения с двух сторон через равные промежутки времени меняйте курс таким образом, чтобы ветер попеременно дул то справа, то слева.

В штормовую погоду при минусовых температурах все время меняйте курс судна, поворачивая его к ветру то правым, то левым бортом и стараясь максимально избежать забрызгивания

В штормовую погоду при минусовых температурах все время меняйте курс судна, поворачивая его к ветру то правым, то левым бортом и стараясь максимально избежать забрызгивания

  • Идите к берегу на скорости и под углом, сводящими к минимуму появление брызг и попадание их на борта и палубу.
  • Не позволяйте льду намерзать на верхних частях конструкции корпуса катера – любыми возможными способами удаляйте его с антенн, ходовых огней, лееров.

Все гораздо проще, если погодные условия относительно благоприятны, и температура воздуха и воды исключает образование льда. Но и в этом случае пользование катером в холодное время года может существенно ухудшить его состояние и привести к серьезным поломкам. Прежде всего, это касается топливной системы и аккумуляторной батареи.

Как уберечь мотор и топливную систему

  • Пользуйтесь стабилизатором топлива – это позволит сохранить свойства бензина во время неминуемых длительных перерывов в эксплуатации во внеурочный сезон.
  • В сырую промозглую погоду в цистернах на заправках интенсивно образуется конденсат. Избежать попадания влаги внутрь топливной системы вашего катера можно, заправляясь через воронку со специальным фильтром.

Воронка с фильтром позволит защитить топливную систему от попадания конденсата при заправке

Воронка с фильтром позволит защитить топливную систему от попадания конденсата при заправке

  • Перед спуском катера на воду тщательно проверьте топливные фильтры, при необходимости – замените забившиеся. Также будет полезно иметь на борту запасные картриджи.

Как избежать проблем с аккумулятором

  • Батарея должна быть полностью заряжена. Помните, что уже при нуле градусов аккумулятор теряет до трети заряда. Во избежание саморазряда не ленитесь отключать минусовой провод или «массу». Лучшее решение – обзавестись «умным» зарядным устройством (СМАРТ): такой девайс автоматически определяет снижение заряда до критических значений и подзаряжает батарею.
  • Перед стартом аккумулятор нужно прогреть. В автомобиле для этого включают фары, стопы, магнитолу. В лодке можно сделать то же самое – включить на несколько минут аудиосистему, фароискатель или иное электрооборудование.

Для прогревания аккумулятора перед стартом можно на несколько минут включить магнитолу

Для прогревания аккумулятора перед стартом можно на несколько минут включить магнитолу

  • Перед пуском полезно предварительно прокачать топливную систему ручным насосом. Цикл запуска стартера не должен превышать 10 секунд. Если с первого раза мотор не завелся, необходимо сделать перерыв (около минуты), и только после этого повторить попытку.

Может ли оставить судно на ночь в холодной воде, если завтра вы вновь собираетесь в путь?

Можно при условии, что двигатель будет оставаться погруженным. При минусовых ночных температурах воздуха это предупредит замерзание остатков воды в помпе и повреждение льдом крыльчатки при запуске.

Зимний отдых на воде закончился – что дальше?

После каждого пользования судном холодное время года двигатель нужно мыть чистой пресной водой. При условии, что ваш катер хранится на улице, обеспечьте гарантированное удаление жидкости из редуктора. Для этого нужно оставить мотор в предельно нижнем положении. Проблем будет меньше, если вы храните лодку в отапливаемом эллинге и ее обслуживанием занимаются специалисты.

Вся представленная информация, касающаяся стоимости и комплектации, технических характеристик, цветов, а также изображения, носит информационный характер и не является публичной офертой (ст.437 (2) ГК РФ). Для получения подробной информации, пожалуйста, обращайтесь к производителю или авторизованным дилерам торговой марки Slider, указанным на официальном сайте www.slider-boat.ru
© 2003 — 2024 г. Проектирование и производство катеров и яхт — SLIDER
Политика конфиденциальности
Разработка сайта «Тайм Дизайн» design_logotype